Из книги "Рамана Махарши: Собрание произведений":
Среди всех преданных ему животных самое боль-
шое расположение Шри Бхагаван испытывал к корове
Лакшми. Молодой телочкой вместе с матерью ее при-
вел в Ашрам в 1926 году некто Аруначала Пиллай
из Кумара-Мангалама близ Гудьятхама и подарил Шри
Бхагавану. Тот не хотел принимать дар, так как в Аш-
раме не было жилья для коров. Однако Аруначала Пил-
лай наотрез отказался взять их обратно, а преданный,
Раманатх Дикшитар, предложил последить за ними, и
поэтому они остались. Дикшитар смотрел за их нуж-
дами около трех месяцев, а потом оставил в городе
у человека, державшего коров. Тот держал Лакшми с
матерью около года, а затем однажды пришел на дар-
шан к Шри Бхагавану и привел их с собой. Телочка
оказалась непреодолимо стремящейся к Шри Бхага-
вану, она запомнила дорогу к Ашраму, потому что на
следующий день возвратилась одна, и после этого при-
ходила каждое утро и возвращалась в город только ве-
чером. Позднее, уже живя в Ашраме, она все еще при-
ходила к Шри Бхагавану, направляясь прямо к нему,
не обращая внимания на кого-либо еще, и Шри Бха-
гаван всегда имел бананы или какие-нибудь другие ла-
комства для нее. Длительное время Лакшми подходила
к Холлу ежедневно перед обедом, чтобы сопровождать
его в столовую, и так пунктуально, что если он был
занят чем-нибудь и сидел дольше этого часа, то смот-
рел на часы, когда она приходила, и обнаруживал, что
уже пора.
Она принесла много телят и по крайней мере троих
к дню рождения (Джаянти) Бхагавана. Когда в Аш-
раме был построен каменный коровник, то решили,
что в день торжественного открытия первой должна
войти в него Лакшми. Однако в нужный момент ее
не могли найти — она лежала около Шри Бхагавана
и не шевельнулась, пока он тоже не пошел. Таким об-
разом, он вошел первым, а Лакшми — вслед за ним.
Не только она была необычайно предана Шри Бха-
гавану, но Милость и доброта, которые он выказывал
ей, были совершенно исключительными. В поздней-
шие годы в Ашраме имелось много коров и быков,
но никто из них не вызвал такую привязанность и не
извлек такую Милость. Потомки Лакшми и сейчас еще
здесь.
17 июня 1948 года Лакшми заболела, и утром во-
семнадцатого стало ясно, что конец ее близок. В десять
часов Шри Бхагаван подошел к ней. «Амма (Мама), —
сказал он, — ты хочешь, чтобы я был около тебя?» Он
сел рядом и взял голову Лакшми к себе на колени.
Махарши пристально посмотрел ей в глаза и положил
одну руку на ее голову, как бы давая дикшу (посвя-
щение), а вторую — на сердце. Держа свою щеку рядом
со щекой Лакшми, он ласкал ее. Убедившись в том,
что сердце умирающей было чистым и свободным от
всех васан (скрытых склонностей), полностью сосре-
доточенным на Бхагаване, он оставил ее и ушел в сто-
ловую обедать. Лакшми находилась в сознании до са-
мого конца, ее глаза были спокойны. В одиннадцать
тридцать она оставила тело совершенно мирно. Ее
предали земле на территории Ашрама с полным по-
хоронным ритуалом, рядом с могилами оленя, вороны
и собаки, которых Шри Бхагаван также распорядился
похоронить здесь. Над могилой был размещен прямо-
угольный камень с ее изображением в натуральную ве-
личину. На камне выгравировали эпитафию, написан-
ную Шри Бхагаваном и утверждающую, что Лакшми
достигла мукти (Освобождения) *. Дэвараджа Мудаль-
яр спросил Бхагавана, сказано ли это в общепринятом
смысле, так как выражение, что кто-то достиг самадхи,
есть вежливый способ говорить о смерти, или это вы-
сказывание действительно имеет в виду мукти, и Шри
Бхагаван ответил, что оно означает мукти.
* «В субботу, пятого Ани, в год Сарвадхари, на двенадцатый
день ущербной луны, находящейся в созвездии Вишакша, ко-
рова Лакшми достигла мукти».
А вот ссылка, через которую можно выйти на книги Рамана Махарши:
http://www.ramana-books.narod.ru/