On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 281
Рег: 22.10.10
Откуда: Казахстан, Алматы
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.06.11 20:37. Заголовок: О чем говорил Заратустра


Друзья!
Кто-нибудь может мне объяснить, что имеет в виду Заратустра в последнем предложении этого отрывка?:

Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра.

Часть первая
Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою родину и озеро своей
родины и пошел в горы. Здесь наслаждался он своим духом и своим одиночеством и в
течение десяти лет не утомлялся этим. Но наконец изменилось сердце его -- и в одно утро
поднялся он с зарею, стал перед солнцем и так говорил к нему:
"Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты
светишь!
В течение десяти лет подымалось ты к моей пещере: ты пресытилось бы своим светом и
этой дорогою, если б не было меня, моего орла и моей змеи.
Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя преизбыток твой и благословляли
тебя.
Взгляни! Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меду; мне
нужны руки, простертые ко мне.
Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали бы опять
радоваться безумству своему, а бедные -- богатству своему.
Для этого я должен спуститься вниз: как делаешь ты каждый вечер, окунаясь в море и
неся свет свой на другую сторону мира, ты, богатейшее светило!
Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют это люди, к которым хочу я спуститься.
Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти взирающее даже на чрезмерно
большое счастье!
Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага текла из нее и несла всюду
отблеск твоей отрады!
Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра хочет опять стать человеком".
-- Так начался закат Заратустры.
Заратустра спустился один с горы, и никто не повстречался ему. Но когда вошел он в лес,
перед ним неожиданно предстал старец, покинувший свою священную хижину, чтобы
поискать кореньев в лесу. И так говорил старец Заратустре:
"Мне не чужд этот странник: несколько лет тому назад проходил он здесь. Заратустрой
назывался он; но он изменился.
Тогда нес ты свой прах на гору; неужели теперь хочешь ты нести свой огонь в долины?
Неужели не боишься ты кары поджигателю?
Да, я узнаю Заратустру. Чист взор его, и на устах его нет отвращения. Не потому ли и идет
он, точно танцует?
Заратустра преобразился, ребенком стал Заратустра, Заратустра проснулся: чего же
хочешь ты среди спящих?
Как на море, жил ты в одиночестве, и море носило тебя. Увы! ты хочешь выйти на сушу?
Ты хочешь снова сам таскать свое тело?"
Заратустра отвечал: "Я люблю людей".
"Разве не потому, -- сказал святой, -- ушел и я в лес и пустыню? Разве не потому, что и я
слишком любил людей?
Теперь люблю я Бога: людей не люблю я. Человек для меня слишком несовершенен.
Любовь к человеку убила бы меня".
Заратустра отвечал: "Что говорил я о любви! Я несу людям дар".
"Не давай им ничего, -- сказал святой. -- Лучше сними с них что-нибудь и неси вместе с
ними -- это будет для них всего лучше, если только это лучше и для тебя!
И если ты хочешь им дать, дай им не больше милостыни и еще заставь их просить ее у
тебя!"
"Нет, -- отвечал Заратустра, -- я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден".
Святой стал смеяться над Заратустрой и так говорил: "Тогда постарайся, чтобы они
приняли твои сокровища! Они недоверчивы к отшельникам и не верят, что мы приходим,
чтобы дарить.
Наши шаги по улицам звучат для них слишком одиноко. И если они ночью, в своих
кроватях, услышат человека, идущего задолго до восхода солнца, они спрашивают себя:
куда крадется этот вор?
Не ходи же к людям и оставайся в лесу! Иди лучше к зверям! Почему не хочешь ты быть,
как я, -- медведем среди медведей, птицею среди птиц?"
"А что делает святой в лесу?" -- спросил Заратустра.
Святой отвечал: "Я слагаю песни и пою их; и когда я слагаю песни, я смеюсь, плачу и
бормочу себе в бороду: так славлю я Бога.
Пением, плачем, смехом и бормотанием славлю я Бога, моего Бога. Но скажи, что несешь
ты нам в дар?"
Услышав эти слова, Заратустра поклонился святому и сказал: "Что мог бы я дать вам!
Позвольте мне скорее уйти, чтобы чего-нибудь я не взял у вас!" -- Так разошлись они в
разные стороны, старец и человек, и каждый смеялся, как смеются дети.
Но когда Заратустра остался один, говорил он так в сердце своем: "Возможно ли это! Этот
святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог мертв". ...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 8 [только новые]





Пост N: 24
Рег: 07.02.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.11 05:29. Заголовок: Большинство людей жи..


Большинство людей живут не божественным в его непосредственном восприятии,
а концепциями Бога которые им предлагают разнообразные религии.
В этих концепциях Бог и человек, как правило разные существа, именно эту точку зрения выражает старец:

 цитата:
Теперь люблю я Бога: людей не люблю я. Человек для меня слишком несовершенен


Хотя старец конечно не просто концептуальный зануда, а человек Чудесный, явно пришедший к определённому прозрению.
Иначе как объяснить это:

 цитата:
...быть, как я, -- медведем среди медведей, птицею среди птиц?"
"Я слагаю песни и пою их; и когда я слагаю песни, я смеюсь, плачу и
бормочу себе в бороду: так славлю я Бога.
Пением, плачем, смехом и бормотанием славлю я Бога, моего Бога.


И когда он задает Заратустре вопрос:

 цитата:
Но скажи, что несешь
ты нам в дар?"


Заратустра даёт странный ответ:

 цитата:
"Что мог бы я дать вам!
Позвольте мне скорее уйти, чтобы чего-нибудь я не взял у вас!"


Что мог забрать у старца Заратустра?
- Скорее всего его концепцию Бога, как отдельного от человека существа.
Заратустра остаётся по отношению к старцу, полностью прозрачным,
давая ему возможность оставаться в роли учителя по отношению к себе.
Хотя внутри себя он спрашивает: как возможно, что святой старец, подобный ребенку,
слившийся со всей окружающей его природой, всё еще не увидел, что человек и Бог это одно целое?
Ведь концепция Бога, как отдельного от человека существа, должна была умереть,
вместе с приходом реализации единства с природой. Но в случае старца это пока не произошло,
поэтому и возник удивлённый вопрос:

 цитата:
"Возможно ли это! Этот
святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог мертв". ...



Возможно, что всё примерно так.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 282
Рег: 22.10.10
Откуда: Казахстан, Алматы
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.11 21:28. Заголовок: Довольно взвешенная ..


Довольно взвешенная оценка, благодарю. Наверное все примерно так оно и есть.
Все вполне реально.
И созданный Ницше образ последнего человека тоже кажется вполне реальным...
Недавно я натолкнулась на одну интересную вещицу, которая показалась мне очень актуальной для нынешнего времени.
Приношу извинения за длинную цитату:

***
"Никогда еще человек не подходил так близко, как сегодня, к осуществлению своих самых заветных надежд. Наши научные открытия и технические достижения приближают время, когда стол будет накрыт для всех голодных, когда человечество преодолеет разобщенность и станет единым. Понадобились тысячелетия, чтобы раскрылись интеллектуальные способности человека, чтобы он научился разумной организации общества и концентрации сил. Человек создал новый мир, со своими законами и своей судьбой. Оглядывая свое творение, он может сказать: воистину, это хорошо.
Но что он скажет в отношении самого себя? Приблизился ли он к осуществлению другой мечты человеческого рода - совершенству самого человека? - Человека, любящего ближнего своего, справедливого, правдивого и осуществляющего то, что он есть потенциально, как образ божий?
Неловко даже задавать этот вопрос - ответ слишком ясен. Мы создали чудесные вещи, но не смогли сделать из себя существ, которые были бы достойны громадных усилий, затраченных на эти вещи. В нашей жизни нет братства, счастья, удовлетворенности; это - духовный хаос и мешанина, близкие к безумию, - причем не к средневековой истерии, а скорее к шизофрении - когда утрачен контакт с внутренней реальностью, а мысль отделилась от аффекта.
Обратим внимание лишь на некоторые события, о которых сообщают утренние и вечерние газеты. В связи с засухой в церквах читают молитвы о дожде; одновременно дождь пытаются вызывать химическими средствами. Уже больше года сообщают о летающих тарелках: одни утверждают, что летающие тарелки не существуют, другие - что они реальны и представляют собой новейшее вооружение - наше собственное либо иностранное; третьи всерьез толкуют, будто это машины, присланные инопланетянами. Нам твердят, что никогда еще перед Америкой не открывалось такого блестящего будущего, как сегодня, в середине двадцатого столетия; но на той же странице обсуждается возможность войны, и ученые спорят, уничтожит атомное оружие нашу планету или нет…
Мы цепляемся за мысль, будто мы счастливы; учим детей, что наше поколение прогрессивнее любого другого, жившего до нас, что рано или поздно ни одно наше желание не останется неисполненным и не будет ничего недостижимого. Происходящее, похоже, подтверждает эту веру, которую в нас без конца вбивают.
Но услышат ли наши дети голос, который скажет им, куда идти и зачем жить? Каким-то образом они чувствуют, как и все человеческие существа, что жизнь должна иметь смысл, - но в чем он заключается? Ведь не в противоречиях же он, не в двуличии и циничной покорности, встречающихся на каждом шагу? Они тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности; но можем ли мы ответить на их вопросы?
Мы столь же беспомощны, как и дети. Мы не знаем ответа, потому что даже забыли, что существует такой вопрос. Мы притворяемся, будто наша жизнь имеет надежный фундамент, и не обращаем внимания на преследующие нас беспокойство, тревогу, замешательство."
(Эрих Фромм. Психоанализ и религия. http://lib.ru/PSIHO/FROMM/pa_rel.txt)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 283
Рег: 22.10.10
Откуда: Казахстан, Алматы
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.11 16:43. Заголовок: Нет такого человек..



 цитата:
Нет такого человека, у которого не было бы религиозной
потребности - потребности в системе ориентации и объекте для служения; но
это ничего не говорит нам о специфическом контексте ее проявления. Человек
может поклоняться животным, деревьям, золотым или каменным идолам,
невидимому богу, святому человеку или вождям с дьявольским обличьем; он
может поклоняться предкам, нации, классу или партии, деньгам или успеху; его
религия может способствовать развитию разрушительного начала или любви,
угнетению или братству людей; она может содействовать его разуму или
приводить разум в состояние паралича; человек может считать свою систему
религиозной, отличающейся от систем светского характера, но может также
думать, что у него нет религии, и интерпретировать свое служение
определенным, предположительно светским, целям - таким, как власть, деньги
или успех, - лишь как заботу о практическом и полезном. Вопрос не в том,
религия или ее отсутствие, но в том, какого рода религия: или
это религия, способствующая человеческому развитию, раскрытию собственно
человеческих сил, или религия, которая эти силы парализует."
(Эрих Фромм. Психоанализ и религия. http://lib.ru/PSIHO/FROMM/pa_rel.txt)



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 285
Рег: 22.10.10
Откуда: Казахстан, Алматы
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.11 18:01. Заголовок: NOTHING пишет: Что..


NOTHING пишет:

 цитата:
Что мог забрать у старца Заратустра?
- Скорее всего его концепцию Бога, как отдельного от человека существа.



Здесь дается очень хорошее разъяснение разницы между авторитарными и гуманистическими религиями, понимая под "религией".. любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения."


 цитата:
Что такое авторитарная религия? "Оксфордский словарь", пытаясь определить религию вообще, скорее дает точное определение авторитарной религии:"[Религия есть] признание человеком некой высшей невидимой силы, управляющей его судьбой и требующей послушания, почитания и поклонения". Акцент здесь делается на том, что человеком управляет стоящая вовне высшая сила. Но авторитарной ее делает и та идея, что эта сила, господствуя, уполномочена требовать "послушания, почитания и поклонения". Я выделяю слово "уполномочена", поскольку оно указывает, что причиной для поклонения, послушания и почитания служат не моральные качества божества, не любовь или справедливость, но тот факт, что оно господствует, то есть обладает властью над человеком. Более того, это слово подразумевает, что высшая сила вправе заставить человека поклоняться ей, а отказ от почитания и послушания означает совершение греха.
Существенным элементом авторитарной религии и авторитарного религиозного опыта является полная капитуляция перед силой, находящейся за пределами человека. Главная добродетель этого типа религии - послушание, худший грех - непослушание. Насколько божество признается всемогущим и всезнающим, настолько человек считается бессильным и незначительным, он добивается благоволения или помощи от божества только в случае полного подчинения.
Повиновение сильной власти - один из путей, на котором человек избегает чувства одиночества и ограниченности. В акте капитуляции он теряет независимость и цельность как индивид, но обретает чувство защищенности, становясь как бы частью внушающей благоговение силы. Теология Кальвина дает нам картину авторитарного, теистического мышления. "Ибо я не назову это смирением, - говорит Кальвин, - если вы предполагаете, будто в нас еще что-то остается... Мы не можем думать о себе так, как нам следует думать, не презирая совершенно все, что может показаться лучшими нашими чертами. Смирение есть искреннее повиновение ума, исполненного глубоким чувством собственного падения и нищеты; ибо таково обычное описание его словом божьим" (*).
Опыт, который описывает Кальвин, - полное презрение самого себя, подчинение ума, исполненного своей скудостью, - сущность всех авторитарных религий, облекаются ли они в светский или теологический язык (**). В авторитарной религии бог есть символ власти и силы. Он владычествует, поскольку обладает верховной властью, а человек, напротив, совершенно бессилен. (* Calvin lohannes. Institutes of the Christian Religion. Presbyterian Board of Christian Education, 1928, p. 681. *). Светская авторитарная религия следует тому же принципу. Жизнь индивида считается незначительной, и достоинство человека полагают как раз в отрицании его достоинства и силы. Часто авторитарная религия постулирует абстрактный и далекий идеал, почти не имеющий связи с реальной жизнью реальных людей. Ради таких идеалов, как "жизнь после смерти" или "будущее человечества", можно пожертвовать жизнью и счастьем людей, живущих здесь и теперь; полагаемые цели оправдывают любые средства и становятся символами, во имя которых религиозные или светские "элиты" распоряжаются жизнью других людей.




 цитата:

Гуманистическая религия, напротив, избирает центром человека и его силы. Человек должен развить свой разум, чтобы понять себя, свое отношение к другим и свое место во Вселенной. Он должен постигнуть истину, сообразуясь со своей ограниченностью и своими возможностями. Он должен развить способность любви к другим, как и к себе, и почувствовать единство всех живых существ. Он должен обладать принципами и нормами, которые вели бы его к этой цели. Религиозный опыт в таком типе религии - переживание единства со всем, основанное на родстве человека с миром, постигаемым мыслью и любовью. Цель человека в гуманистической религии - достижение величайшей силы, а не
величайшего бессилия; добродетель - в самореализации, а не в послушании. Вера - в достоверности убеждения, она основана на опыте мысли и чувства, а не на том, чтобы бездумно принимать чужие суждения. Преобладающее настроение - радость, а не страдание и вина, как в авторитарной религии. В случае если гуманистические религии теистичны, бог в них является символом сил самого человека, реализуемых им в жизни, а не символом насилия и господства, не символом власти над человеком. (Эрих Фромм. Психоанализ и религия. http://lib.ru/PSIHO/FROMM/pa_rel.txt)



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 286
Рег: 22.10.10
Откуда: Казахстан, Алматы
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.11 21:36. Заголовок: а я все продолжаю де..


а я все продолжаю делать свои заметки на полях .... О разнице между корнем духовного учения и догмой...


 цитата:
Психоаналитик обнаруживает, что одна и та же человеческая реальность может скрываться за различными религиями, а также что противоположные человеческие установки могут лежать в основании одной и той же религии. Например, человеческая реальность за учениями Будды, Исаии, Христа, Сократа или Спинозы, в сущности, одна и та же. Она определяется стремлением к любви,
истине и справедливости. Человеческие реальности за теологической системой Кальвина и за авторитарными политическими системами также очень похожи. По духу это - повиновение власти и отсутствие любви и уважения к индивиду.
Подобно тому как родительская забота о ребенке может быть выражением любви, но может выражать и желание осуществлять контроль и господство, также и религиозное утверждение может выражать совершенно противоположные человеческие установки. Мы не отбрасываем утверждения, но смотрим на них в определенной перспективе, и стоящая за ними человеческая реальность дает нам третье измерение. Это особенно касается искренности постулата любви: "По плодам их узнаете их..." (Мф. 7: 20). Если религиозные учения способствуют росту, силе, свободе и счастью верующих в них людей, мы видим плоды любви. Если они ведут к ущемлению человеческих способностей, к несчастью и отсутствию каких-либо плодов, то рождены не любовью, - и неважно, как хотела бы представить этот вопрос догма.
(Эрих Фромм. Психоанализ и религия. http://lib.ru/PSIHO/FROMM/pa_rel.txt)



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 287
Рег: 22.10.10
Откуда: Казахстан, Алматы
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.11 20:25. Заголовок: Привет всем! А я тут..


Привет всем! А я тут еще одной цитаткой хочу поделиться из древнего Тибетского источника

Эрих Фромм пишет:

 цитата:
Критическая самооценка и вытекающая из нее способность различать подлинный и ложный опыт существенны для религиозного отношения, и это прекрасно выражено в древнем религиозном документе буддийского происхождения. Мы находим в Наставлениях тибетских учителей перечисление десяти иллюзий, которые могут служить причиной ошибки.

1. Желание можно принять за веру.
2. Привязанность можно принять за благоговение и сострадание.
3. Прекращение мыслительных процессов можно принять за спокойствие бесконечного ума, являющееся истинной целью.
4. Чувственные ощущения (или феномены) можно принять за откровения (или проблески) реальности.
5. Простой проблеск реальности можно принять за полное ее осуществление.
6. Те, кто проповедует, но не практикует религию, могут быть приняты за истинных посвященных.
7. Рабы страстей могут быть приняты за мастеров йоги, которые освободились ото всех условностей.
8. Действия, предпринимаемые в собственных интересах, можно ошибочно принять за альтруистические.
9. Обман может быть принят за осторожность.
10. Шарлатанов можно принять за мудрецов" (*).


(* Tibetan Yoga and Secret Doctrines, W. Y. Evans-Wentz, ed. (Oxford University Press, 1935, p. 77). Quoted by Spiegelberg F. The Religion of No-Religion (James Ladd Delkin, 1948, p. 52). *)



Вот это, наверное, и есть настоящий дзэн!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 288
Рег: 22.10.10
Откуда: Казахстан, Алматы
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.11 21:42. Заголовок: О любви. Эрих Фромм ..


О любви.
Эрих Фромм пишет:


 цитата:
Заповедь "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Рим. 13: 8) является, с очень незначительными вариациями в формулировке, основным принципом, общим для всех гуманистических религий. Однако если любовь настолько простое дело, как это представляется большинству людей, то трудно понять, почему великие духовные учителя человечества заповедовали, чтобы человек возлюбил.
Что такое любовь? Зависимость, повиновение, неспособность покинуть привычное "стойло", господство, собственничество и желание управлять - входят ли в понятие любви также и эти чувства? Сексуальная жадность и неспособность вынести одиночество считаются доказательствами очень сильной любви. Люди думают, что любить просто, но что быть любимыми – очень трудно. С нашей рыночной ориентацией мы думаем, что нас не любят, потому что мы недостаточно "привлекательны", причем под привлекательностью понимается все что угодно - от внешнего вида, платья, ума и денег до положения в обществе и престижа. Люди не понимают, что реальная проблема состоит в том, что любовь - весьма непростое дело, и что вас любят, только если вы сами любите; именно ваша способность любить и вызывает любовь в другом человеке.
Самое трудное - именно неподдельная способность к любви. Думается, что феномен любви и ее искажений можно по-настоящему изучать только с помощью аналитического интервью. Лучшие доказательства того, что требование "Люби ближнего твоего, как самого себя" является важнейшей нормой жизни и нарушение ее - главная причина несчастья и умственной болезни, приводит как раз психоаналитик. На что бы ни жаловался невротик, какие бы ни проявлял симптомы - все они проистекают из его неспособности любить, если под любовью мы имеем в виду способность испытывать чувства заботы, ответственности, уважения и понимания в отношении других людей, желание, чтобы эти другие люди развивались. Аналитическая терапия есть, по существу, попытка помочь пациенту обрести или восстановить способность к любви. Если эта цель не достигается, то происходят только самые поверхностные изменения. Психоанализ показывает также, что любовь по самой своей природе не может замыкаться на одном человеке. Человек, любящий только одного человека и не любящий "своего ближнего", на самом деле желает повиноваться или господствовать, но не любить. Кроме того, если кто-то любит ближнего, но не любит самого себя, это доказывает, что любовь к ближнему не является подлинной. Любовь основана на утверждении и уважении, и если человек не испытывает этих чувств в отношении самого себя, - ведь Я в конце концов тоже человеческое существо и тоже ближний, - то их и вовсе не существует. Человеческая реальность, стоящая за концепцией человеческой любви к богу, в гуманистической религии есть способность любить созидательно, без жадности, повиновения и господства, любить всей полнотой личности. Подобно этому, божья любовь есть символ любви, исполненной силы, а не слабости.
(http://lib.ru/PSIHO/FROMM/pa_rel.txt)



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 289
Рег: 22.10.10
Откуда: Казахстан, Алматы
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.11 21:11. Заголовок: О современных формах..


О современных формах идолопоклонства
Эрих Фромм пишет:


 цитата:
С точки зрения монотеизма, доведенного до его логического завершения, спорить о природе бога невозможно; никто не вправе считать, что обладает каким-то знанием о боге, которое позволяет ему критиковать или осуждать других или претендовать на исключительную правильность собственной идеи бога. Религиозная нетерпимость, столь характерная для западных религий, возникает именно из таких претензий. С психологической точки зрения, она вырастает из отсутствия веры или отсутствия любви и оказывает уничтожающее воздействие на религиозное развитие, приводя к новой форме идолопоклонства. Образ бога сотворяется уже не в дереве и камне, но в словах, и люди начинают поклоняться "святыне". Исаия критиковал это искажение монотеизма в следующих словах: "Почему мы постимся, а ты не видишь? смиряем души свои, а ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным господу? Вот пост, который я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава господня будет сопровождать тебя" (Ис.58:3-8).

Ветхий завет и особенно пророки столь же озабочены отрицанием - борьбой с идолопоклонством, как и утверждением - признанием бога. Но озабочены ли проблемой идолопоклонства мы? Мы проявляем к ней интерес, когда находим, что какие-то "первобытные люди" поклоняются идолам из дерева и камня, и делаем при этом вид, что мы выше такого поклонения, что мы решили проблему идолопоклонства, поскольку не поклоняемся более ни одному из этих традиционных символов. Мы забываем, что сущность идолопоклонства не в поклонении тому или иному конкретному идолу, но в особом человеческом отношении. Это отношение можно описать как обожествление вещей, частностей и повиновение им. Существует и прямо противоположное человеческое отношение, в нем жизнь человека посвящена осуществлению высших принципов жизни - принципов любви и разума, решению задачи становления того, что человек есть потенциально, - существа, созданного по подобию божию. Идолами бывают не только изображения в камне и дереве. Идолами могут стать слова, машины, вожди, государство, власть и политические группы. Наука и мнение ближних тоже могут быть идолами; для многих идолом стал сам бог. Не пришло ли время прекратить споры о боге и вместо этого объединиться в деле разоблачения современных форм идолопоклонства? Сегодня это - не Баал и Астарта, это - обожествление государства и власти в странах с авторитарным режимом; и обожествление машины и успеха в нашей собственной культуре, угрожающее наиболее ценным духовным обретениям человека. Религиозные мы люди или нет, верим мы в необходимость новой религии или же в религию без религии либо в продолжение иудеохристианской традиции, - в той мере, в какой мы заботимся о сущности, а не о внешнем, о переживании, а не о слове, о человеке, а не о церкви, - мы можем объединиться в твердом отрицании идолопоклонства и найти, возможно, в этом отрицании больше общей веры, чем в любых утвердительных суждениях о боге. И, конечно, так мы обретем больше смирения и братской любви. ((http://lib.ru/PSIHO/FROMM/pa_rel.txt))



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  9 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет