Кабир о бхакти
Традиция "Ади Грантх"
Это тело исчезнет. Попробуй возьми его снова. Ведь босыми ушли те, у кого было богатства на лакхи и кроры.
Это тело уйдет. Поэтому поспеши выбрать путь: Либо ищи общества садху, либо славь Хари
Могут ли жалкие люди, в чьих сердцах нет божественного знания, осуждать меня? Кабир твердит имя Рамы, бросив все другие дела.
Кому ничто неведомо о Раме, тот пребывает в сладком сне. Мне же, возжелавшему узнать его, полной мерой выпало горе разлуки с ним.
Моего во мне нет ничего; все, что есть, твое. Если вручу тебе твое, что мне с того?
Я не сделал ничего и не сделаю, и тело мое не в состоянии что-либо сделать. Как могу я знать, что мне делать? Ведь это Хари сделал так, что Кабир стал Кабиром.
Если даже в сонном бормотании слетит у кого-то с уст имя Рамы, Так тому на туфли для его ног отдам кожу с моего тела.
Если даже я сделаю семь океанов чернилами, царя леса сделаю пером, А землю сделаю бумагой, то все равно мне не описать величия Хари.
Я чтил бога в мире, зная, что он заполняет собой вселенную. Кто не чтил имени Хари, тот родился напрасно.
У инструмента, на котором я играл, порвались все струны. Что делать бедному инструменту, если ушел музыкант.
Не связывай себя, о Кабир, той веревкой, которой связан мир. Как в муке теряется соль, так исчезнет и твое, подобное золоту, тело.
Как рассказать о благости, которую дает пребывание у лотосоподобных стоп? Словами не передать это сияние. Постигнуть его можно, только увидев.
Хари - алмаз, слуга Хари - ювелир. Взяв его, открыл лавку. Как только найдется ценитель, он даст за алмаз настоящую цену.
Намдев сказал: "О Трилочан! Устами поминай Раму, Руки и ноги пусть будут заняты ремеслом, а, мысли пусть будут с богом".
Бог не делает то, чего я желаю, - так что проку в моих желаниях? Хари делает то, чего сам он желает, то, чего нет в моих мыслях.
Традиция "Грантхавали"
Cуть всего - поминание Всевышнего, все остальное - пустые хлопоты.
Все обыскал везде и всюду - вокруг одна смерть.
Пока существует корыстная любовь, служение Всевышнему бесполезно. Говорит Кабир: как познаешь корыстной любовью бескорыстного Господа?
В этом мире много неразумных людей. Они не знают о величии имени Рамы и вводят мир в заблуждение.
Все говорят: "идем", "идем", но меня охватывает сомнение, Если они не знакомы с Господином, то, куда они пойдут?
Желания живут, а мир умирает; люди умирали и умирают. Умер тот, кто копил богатство, спасся тот, кто тратил его.
Чистая капля с неба упала на землю и стала грязной. Человек, лишенный благого общества святых, стал подобен золе в очаге.
Не води дружбу с глупцом - ведь железо не плавает в воде. Одна и та же капля, попав на дерево банана, на раковину и в пасть змеи, образует три разных вещества (Согласно народному поверью, капля дождя Свати, падая на дерево банана, образует камфору, на раковину - жемчуг, в пасть змеи - яд. Точно так же характер человека может меняться в зависимости от того, в какой кампании он находится).
Кабир: те, кто идут срединным путем, быстро перейдут океан бытия. Те, кто идут двумя противоречивыми путями, потонут в море сансары.
Умирая, хинду взывают; "Рам!" Мусульмане - "Кхуда"! Говорит Кабир: "Тот будет жив всегда, для кого оба имени значат одного Бога".
Несчастный оплакивает свое несчастье, счастливый - в заботах, как бы не утратить счастье. Только слуги Рамы всегда радостны, потому что они далеки от счастья и несчастья.
Кто с верой прочтет хоть половину моего стиха, тот достигнет спасения. Но если у кого в душе нет веры и любви, то распевай он стихи хоть день и ночь, от этого, пользы не будет.
Если сандаловое дерево расколешь на кусочки или орех в листе бетеля, они все равно сохранят свои свойства, Но есть две вещи, которые если расколешь, то уже не склеишь, - это Жемчуг и душа.
Кабир: обошел весь мир, взвалив на плечи свой скарб. Внимательно все осмотрел и пришел к выводу: "Нет у меня никого, кроме Хари".
Все, что сделал Кабир, не существует, но существует все, что не сделано им. Что сделано, то существует, но это содеяно Господом.
Если даже семь океанов превратить в чернила, все деревья - в перо, Всю землю превратить в бумагу, то все равно я не смогу описать величие Хари.
Огонь слева, огонь справа, огонь повсюду - я сгораю в этом огне мирских страстей. Впереди и позади меня тоже огонь, только Творец может меня защитить.
Остался вдалеке от Всевышнего - ну и что? Отдай свою голову Господу и станешь близким ему. Но пока не вручишь свою голову Всевышнему, не достигнешь успеха.
Бхакти - супруга Рамы, она, словно острое лезвие. Кто колеблется, тот порежется об него, стойкий пройдет по нему невредимым.
Иди туда, где нет ни старости, ни смерти, где никто не слышал о смерти. Иди, о Кабир, в ту страну, где лекарь - сам Всевышний.
Кабир: живет в лесу, став йогом, собирает и ест дикие коренья. Но я не знаю, от какого корня тело стало бессмертным. (Магический корень бессмертия, который у Кабира отождествляется с Рамой - дарующим бессмертие. В традиции бхакти "корень бессмертия" - это истинное почитание Рамы или Вишну - Хари. Согласно индийской мифологии, sanjivani, или mrt sanjivani, - один из четырех целебных корней, который, как предполагают, устраняет смерть.)
Кабир достиг стоп Хари, разорвались сети заблуждений, расставленных майей. Теперь он принял позу йога в пустоте ( букв. "остановился в пустоте"), и смерть ушла, колотя себя по голове.
Я не знаю названия той деревни, куда иду. Только вчера я занозил себе ноги колючками, так почему же сегодня не надел деревянные сандалии?
Кабир: в поисках Рамы подвижник отправился на Сингхалдвип, Но Рама обитает в теле того, кто верит в Него.
(Сингхалдвип, или Сварнадвип, "золотой остров", - древнее название острова Цейлон. Здесь имеется ввиду, что подвижник отправился очень далеко в поисках Рамы, а Он обитает в сердце.)
Никто и нигде не видел Господа ни малым, ни большим; но Брахма, как в зеркале, отражается повсюду. Тот, кто знает это, находится рядом с Ним, далек от Него тот, кто считает, что Он находится вдалеке.
Я считал, что Хари находится далеко, а Хари, как в зеркале, отражается во всем. Я считал, что Он вне меня, а Он рядом.
Говорит Кабир: сердца мирян так жестоки, что наставления истинного Гуру - пустой звук для них. Но наставление, попав в сердце человека, обладающего знанием о Боге, рождает знание и поминание Всевышнего.
http://www.sacrum.ru/Hindu/kabir2.htm